Выехав вечером из Милана на поезде, через пару часов прибыли в город Комо на одноименном озере.

Памятник рукам

Уже начинало темнеть, поэтому времени на поиски места ночевки было крайне мало. Единственный кемпинг был где-то далеко на окраине города, и мы остановились в тоже единственном молодежном хостеле "Ostello di Como Villa Olmo". Отдельных номеров в нем нет, так что пришлось провести ночь раздельно в мужской и женской комнатах. Но заведение нам очень понравилось своей атмосферой. Персонал очень приятный и дружелюбный. Женщина-администратор подробно рассказала нам, куда можно поехать, чтобы устроить пеший поход в горы, выдала проспект с местными трекинговыми маршрутами, объяснила, как куда проехать. Стена в столовой обвешена сотнями открыток из разных стран мира, и после нашего визита на ней появилась и открытка с видом Петрозаводска.

На самом озере вечером очень красиво. Вдали в гору тянутся фонари фуникулера.

Озеро Комо

Собираясь заехать на север Италии к ее знаменитым озерам, мы, северные люди, привыкшие к дикой природе, представляли себе, как найдем какое-нибудь уединенное место на берегу озера, поставим там палаточку и двинем в горы. Действительность оказалась намного суровее. Все побережье, где есть более-менее удобный подход к воде усеяно городками и фешенебельными виллами. Поэтому по совету администратора хостела на следующее утро мы доехали до городка Менаджио и остановились в кемпинге, довольно посредственном, но зато на самом берегу озера. И, поставив палатку, отправились покорять горные пешеходные маршруты.

Еще одна падающая башня.

Падающая башня

Вид на озеро с горной тропы.

Озеро Комо

Дорога вдоль озера очень узкая, с одной стороны упирается в горы, с другой — непосредственно озеро. Много тоннелей. Кое-где построены более новые и длинные тоннели, а по освободившимся участкам старой дороги можно ходить пешком. Встречаются отличные места для скалолазанья, группа скалолазов жила в нашем кемпинге.

Тоннель

В Менаджио много ярких указателей.

Указатели

Последняя наша вылазка в горы была достаточно поздней и оттого еще более экстремальной — до последнего момента гадали, успеем ли мы вернуться до наступления темноты. Но оно, конечно, того стоило — горная природа северной Италии потрясающе красива!

Водопад

А вот мост, по которому почему-то нельзя ходить лошадям.

Мост

Частные владения.

Забор

В середине маршрута мы оказались в весьма аутентичной горной деревушке Barna. Ее старинные улочки были абсолютно пусты, а сама деревня казалась вымершей.

Деревня Barna

После Барны в Менаджио можно было возвращаться по автомобильному серпантину, либо по пешеходным горным тропам. И несмотря на то, что уже начинало темнеть, а второй путь был не очевиден, мы все же выбрали его и минут через 10 уперлись в тупик! Пришлось возвращаться назад до еле заметной развилки и продолжать путь по другой тропе, которая в итоге привела нас к началу маршрута. До кемпинга мы добрались, когда уже совсем стемнело. Традиционный для нашего путешествия ужин с вином на берегу стал достойной наградой за наши пешеходные подвиги.

На следующий день нас ждало водное путешествие в юго-восточную часть озера Комо.

Озеро Комо

Мы сели на паром в Менаджио, и через полчаса, сделав пересадку в Белладжио — месте соединения западного и восточного "рукавов" озера — отправились в Лекко. Этот город нам запомнился рекламой туров в Россию на Соловки и в Кижи всего-то за €2650. Все-таки, хорошо, что мы живем в Карелии!

Туры на Соловки и в Кижи

Из Лекко на поезде добрались до Бергамо, откуда на следующий день у нас был вылет в Тампере. Родной город Труффальдино примечателен своим Старым городом, расположенном на холме, и тем напомнил нам Таллинн.

Бергамо

По пути в аэропорт удалось заснять знак, "доказывающий правоту" полицейских, подъезжавших к нам между Флоренцией и Миланом, о том, что "в Италии нет автостопа".