Лыжный поход в Ловозерские тундры

Поход длился 6 дней и 5 ночей. Из Оленегорска, взяв 3 машины, мы, минуя Ревду доехали до рудника Карнасутра и начали маршрут с перевала Эльморайок.

Перевал Эльморайок

Это был первый в моей жизни перевал, но все оказалось довольно просто и первое знакомство с горами оказалось вполне приятным.

Горы

Во время одного из привалов попер креатив.

Снежный бар

Ловозерские тундры

Старик Куйва — злобный колдун, гроза саамов, испепеленный богами за свои бесчинства, отпечаток его тела остался на скале Ангвундасчорр, самом высоком пике Ловозерской тундры. Вблизи него нельзя шуметь и вести себя надо тише, ибо может рассердиться и испортить погоду.

Куйво

Вечером встали лагерем, не дойдя километра до Сейдозера.

На второй день нам нужно было дойти до избы в долине реки Чивруай. Времени на это было предостаточно, поэтому мы позволили себе немного расслабиться около небольшого островка на Сейдозере, благо погода располагала к этому.

Снежная пирамида

Фрисби на лыжах

Кайтинг на Сейдозере

По пути видели сошедшую лавину, и как сказал наш проводник Саша Васильев, если бы мы прошли здесь на день раньше, она вполне могла бы оказаться нашей.

Лавина

Однако, расслабились мы рано, т.к. поиск избы оказался довольно непростым и увлекательным занятием, но к вечеру избу мы все же нашли.

Изба в ловозерских тундрах

На следующие два дня были запланированы радиальные выходы, первый из которых был на гору Нинчурт. На мой дилетантский взгляд, это был самый интересный и экстремальный день. Подъем был непрост, а "кошки", которые могли пригодиться только в этот день остались в избе, поэтому уступы во льду приходилось выбивать ботинками и случайно взятым с собой мачете. Но все сложности восхождения просто блекнут, когда поднявшись наверх, тебе открывается восхитительный вид на долину Чивруай и Сейдозеро. Хотя бы ради этих мгновений стоит лезть в горы.

Гора Нинчурт

Погода первые 3 дня была замечательная, поэтому, поднявшись в горы, можно было, хоть и не надолго принять солнечные ванны и приступить к водным снежным процедурам.

Снежные процедуры

А последней целью первой радиалки было озеро Райявр, вид на который нам довелось созерцать с гор.

Над озером Райявр

А после был офигительный спуск по перевалу Чивруай-ладв и очередная серия поисков избы (так как подходили к ней уже с другой стороны).

Изба вблизи Сейдозера

Вторая радиалка была уже не горная — мы сходили до домиков егерей на Ловозере и Сейдозере, скатались до незамерзающего родонового озера и посмотрели на гигантский расколотый сейд. Сейды — большие валуны, неизвестными силами поставленные на маленькие камни-подставки. Согласно преданиям сейды могли летать, таким образом объясняется их странное расположение. Им поклонялись и приносили жертвы.

Сейд

На следующий день покинули избу и начали штурм перевала Чивруай-ладв. Это, скажу я вам, было посильнее "Фауста" Гёте! Поднявшись наверх, мы оказались на заснеженном плато, как в молоке. Это непередаваемые ощущения, когда вокруг все белое и фиг знает, в какую сторону идти. На самом деле, конечно, был взят азимут и направление движения было примерно известно, но ощущение какой-то оторванности от мира не покидало, пока не показались склоны отрога Куфтюн. А дальше был спуск по этому отрогу — сначала по открытой местности, а потом лавируя меж мелких деревьев и кустарников, за которые то и дело цеплялись катящиеся за спиной сани-волокуши. Наконец, уже к наступлению темноты, мы спустились в долину ручья Куфтуай и встали на ночевку.

Перевал Чивруай-ладв

Последний день похода начался с затяжного 10-километрового перехода по Умбозеру. Перейдя его, на привале Саша сказал, что бОльшая часть пути пройдена и осталось пройти по дороге километров 5 до рудника и оттуда можно будет уехать в Апатиты на служебном автобусе, в крайнем случае, еще в паре километров от рудника поселок Коашва, от которой ходят рейсовые автобусы. Однако через пару часов пути никакого рудника на горизонте не показалось, зато появились километровые столбы, красноречиво говорившие нам о том, что от чего-то до нас 12 км. Очень хотелось верить, что идти нам все-таки меньше, но шло время (и мы с ним в ногу), цифры на столбах медленно уменьшались, но никаких признаков цивилизации не наблюдалось.

Ручей

Наша процессия растянулась — идущих впереди от последних отделяло уже наверное больше километра. Как водится в таких случаях, спасение пришло оттуда, откуда его меньше всего ожидали — нас догнал "Урал", в котором уже сидели наши отставшие друзья, и вылезший из него "начальник транспортного цеха" (так он нам и представился) скомандовал грузиться в машину. Как выяснилось, километраж на столбах действительно велся от Коашвы, и если бы нас не подобрали, то километров 8 нам бы еще пришлось топать. "Начальник транспортного цеха" оказался родом из Перми, как и одна из девчонок из нашей группы. Узнав об этом, Вадим (к моменту встречи бывший уже изрядно под шафе) был просто счастлив помочь нам и велел водителю довезти нас до Апатит, не взяв при этом ни рубля.

Объявление на ларьке в Апатитах.

Объявление на ларьке в Апатитах

Перекантовавшись одну ночь в Апатитах в квартире нашего проводника, мы переехали в Кировск и сняли там квартиру на три дня, чтобы покататься на сноубордах. Это было офигенно круто! Петрозаводская "Горка" и рядом не валялась с кировскими. Однозначно, кататься на лыжах и бордах надо там!

Горнолыжный склон в Кировске

Знаменитые кировские сугробы выше человеческого роста.