Пару недель назад я стал обладателем немецкого водительского удостоверения и теперь хочу поделиться опытом его получения. Да, у меня были российские права, полученные больше 10 лет назад, но оказалось, что при переезде в Германию по ним можно ездить только первые 6 месяцев, а затем их нужно подтвердить, сдав экзамены и получив немецкие.

Поскольку я живу в Мюнхене, то информация будет в большей степени полезна тем, кто планирует получать водительское удостоверение здесь же, но в общем процесс обмена российского в/у на немецкое в любых землях Германии примерно одинаков.

Немецкое водительское удостоверение

Итак, общий план действий такой:

  1. Записаться в автошколу
  2. Пройти курсы первой медицинской помощи
  3. Пройти тест на зрение (обычно вместе с курсами ПМП)
  4. Подать заявление в местный орган власти
  5. Теоретический экзамен
  6. Практический экзамен
  7. Получение удостоверения

Автошкола

Даже если вы отучились в России и имеете российское в/у, нужно обязательно записаться в автошколу. Отличие от тех, кто впервые получает права, в том, что теоретические занятия посещать не обязательно и нет необходимого минимума часов вождения. А для чего же тогда автошкола вообще нужна, спросите вы? Для того, чтобы "представить к экзамену", записав на желаемую дату и время, а также на автомобиле автошколы сдается практический экзамен. Вот и все. При этом расходы на автошколу и ее "сборы" составляют большую часть стоимости всей процедуры. Но таков закон, и от этого никуда не деться, поэтому я решил просто взять от автошколы все, что можно.

Автошколу я выбрал по рекомендации, и в общем не разочаровался и могу также рекомендовать другим: Fahrschule 089 Евгения Грачева. Плюсом было то, что она удачно располагалась между работой и домом. Теоретический курс состоит из 14 занятий, каждое из которых посвящено одной теме. Темы идут циклически, поэтому можно начать в любой момент. Пропущенные занятия можно наверстать в следующем цикле. Занятия проводятся в группах на немецком и русском языках. Евгений рассказывает интересно и с юмором. Есть и минусы в том, что по некоторым темам можно рассказать и больше, но нужно уложиться в полтора часа, а по другим особо обсуждать нечего, но тоже растягиваются на полноценный урок. Но план курса общий для всех автошкол.

Я посетил все темы и нисколько об этом не жалею - полезно для развития. Кроме того ПДД у педантичных немцев расписаны аж на 2500 страниц. Есть некоторые нюансы и различия с русскими. Например, нет понятия, "опережение", а любое опережение - обгон. Едешь по автобану по правой полосе, а по средней кто-то плетется. Проезжаешь мимо него и получаешь штраф за обгон справа.

Билеты

Для решения теоретических билетов можно купить или скачать одну из множества специализированных программ. В автошколе мне предложили за 75 евро доступ к онлайн-сервису для решения билетов. Большинство программ мультиязычные, так как и теоретический экзамен можно сдавать на одном из нескольких языков, включая русский. С 2014 года к экзаменационным билетам добавили около 50 видеовопросов, которых не было в моей программе. Об этом я узнал за день до экзамена. Вот здесь можно найти эти и другие новые вопросы в экзаменационных билетах и потренироваться, чем я и занимался весь вечер. Как назло, именно в этот день у нас отключился интернет, и пришлось подключаться через медленное телефонное подключение и ждать по несколько минут загрузки видео =)

Курсы первой медицинской помощи и тест зрения

При заключении договора в автошколе мне сразу же подсказали, где можно пройти курсы первой медицинской помощи на русском языке и тест зрения. Каждую 2 и 4 субботу месяца они проводятся на Ostbahnhof (тел.: 0176 3124 6618). Курс длится 6 часов, слушается легко, правда, так же легко все полученные знания потом выветриваются. Тест на зрение (Sehetest) проходится здесь же  буквально за пару минут.

Подача документов

Заявление на выдачу немецкого водительского удостоверения подается в соответствующее ведомство. В Мюнхене это Fahrerlaubnisbehörde (адрес: Eichstätter Straße 2, 80686 München). При подтверждении российских водительских прав подаются следующие документы:

  • договор с автошколой;
  • свидетельство о прохождении курсов ПМП;
  • справку о прохождении теста зрения;
  • паспорт;
  • биометрическое фото;
  • перевод российского в/у.

Я где-то читал, что перевод можно делать только в ADAC, но оказалось, что подходит заверенный перевод, сделанный любым присяжным переводчиком. И еще важный момент. Раньше везде писали, что при получении немецкого водительского удостоверения российское забирали, и оно оставалось в ведомстве. Так вот сейчас это совсем не обязательно, нужно просто при подаче документов сказать, что хотите оставить у себя российские права. Для этого, правда, нужно будет еще раз придти в ведомство через неделю, чтобы их забрать.

Теоретический экзамен

Когда я начал решать экзаменационные билеты, то подумал, что теоретическую часть будет сдать сложнее всего. Поначалу я совершал множество ошибок просто из-за недопонимания вопроса или странной его формулировки. Как оказалось просто некоторые вопросы были не совсем корректно переведены. Чаще всего меня вводили в ступор вопросы, начинающиеся со слов "На что вы должны рассчитывать...", пока я, наконец, не сообразил, что правильный перевод должен был быть "Что вы должны принять во внимание...", что для моего математического ума было совсем не то же самое.

Всего вопросов около 1000 и есть очень много отличий от российских. Я уже плохо помню свою учебу на права в России, да и возможно за 10 лет уже многое изменилось, но я был удивлен тому, что в Германии, наверное, только половина вопросов касается непосредственно правил дорожного движения. Очень много внимания уделяется технической эксплуатации автомобиля, безопасности, защите окружающей среды, культуре поведения на дорогах. Видимо поэтому в Германии водители более уважительно относятся к другим участникам дорожного движения, а смертность в результате ДТП в семь раз меньше, чем в России.

Теоретический экзамен в Мюнхене сдается в TÜV (Ridlerstraße 57, 80339 München). Среди сдающих со мной большинство были юноши и девушки 18-20 лет. В экзаменационном классе на столах лежат планшеты, на которых и сдается экзамен. За 45 минут нужно ответить на 30 вопросов, включая 2 видеовопроса. Все вопросы абсолютно такие же, что и в программе, по которой я готовился, и поскольку все они были заранее прорешены, результат был положительный — сдал без единой ошибки.

Практический экзамен

Хотя моим российским правам уже больше 10 лет, реальный опыт вождения гораздо меньше, но я почему-то был уверен, что в отличие от теоретической части здесь проблем возникнуть не должно. Впрочем, даже в случае большого опыта рекомендуется взять несколько часов вождения в автошколе, чтобы привыкнуть к немецким реалиям и знать, на что обращают внимание немецкие экзаменаторы.

Таких нюансов достаточно много, и инструктор должен на них указать. Например, при проезде перекрестков равнозначных дорог нужно демонстративно поворачивать голову направо, чтобы убедиться в отсутствии помехи. При поворотах и перестроениях не достаточно взгляда по зеркалам, но необходим "Seitenblick" — поворот головы и взгляд в "мертвую зону". Не повернул голову — не сдал экзамен, и отговорки, что ситуация контролировалась зеркалами, не спасут. В Мюнхене много кварталов, где действует знак "Зона 30 км/ч". В отличие от обычного знака ограничения скорости этот не отменяется перекрестком, и его действие заканчивается только соответствующим знаком "Конец зоны 30", поэтому нужно постоянно помнить о таком скоростном режиме и не пропускать знак его отмены.

Я взял 3 урока вождения по полтора часа, и все равно практический экзамен завалил. Не знаю, сказалось ли волнение или что, но ошибки были совершенно дурацкие. На одном из перекрестков меня смутила дополнительная секция на светофоре, когда мне нужно было поворачивать налево. Загорелся зеленый свет, а дополнительная секция была погашена, и я решил, что надо дождаться пока она загорится. При этом экзаменатор сказал: "Чего ждем? Поехали!" Я был озадачен таким раскладом, но послушался, но в мыслях об этом не обратил внимания на машину, поворачивающую со встречной полосы направо, и проехал перед ней, не пропустив. Как потом рассказал мне инструктор Евгений, молчавший всю дорогу, экзамен должен был закончиться уже здесь, но экзаменатор почему-то позволил мне ехать дальше. Через какое-то время я допустил еще ошибку: поворачивая на перекрестке с большим количеством полос, я после поворота оказался не в той полосе, занервничал, начал перестроение и услышал немецкую ругань инструктора с заднего сидения. Самое неприятное, что дальше я ехал еще минут 10, выполняя все указания и гадая: "завалил или нет?". Если завалил, то почему позволяет ехать дальше? Наконец, мы остановились в специальном месте, где заканчивается экзамен, и я выслушал вердикт: в получении водительского удостоверения отказано.

Это было большим ударом по уверенности в себе и еще большим по кошельку, ведь за каждую попытку пересдачи нужно снова заплатить 190 евро автошколе и 85 евро госпошлины. Повторно можно сдавать не ранее, чем через 2 недели. Взяв еще один дополнительный урок вождения, я пришел на пересдачу и на этот раз отъездил без ошибок. Если бы я просто сдавал на права, то получил бы готовое водительское удостоверение прямо в машине по окончании экзамена. Но в случае обмена российских прав на немецкие мне выдали лишь подтверждение о сдаче экзамена, а за удостоверением пришлось потом снова идти в Fahrerlaubnisbehörde.

Практический экзамен сдан

Сколько стоит?

В общем итоге замена российского водительского удостоверения на немецкое занимает минимум месяц (в моем случае получилось два с половиной) и требует таких финансовых вложений (цены в зависимости от города Германии и автошколы могут немного отличаться):

220,00 - договор с автошколой

24,00 - курсы первой медицинской помощи

6,34 - тест зрения

15,00 - перевод российского в/у

42,60 - госпошлина за прием документов и изготовление удостоверения

0 - 80,00 - обучающий материал

76,00 - одно занятие по вождению (1,5 часа)

Теоретический экзамен:

90,00 - автошколе

20,83 - госпошлина

Практический экзамен:

190.00 - автошколе

84,97 - госпошлина

Итого: минимум 700 евро, если не брать учебный материал и обойтись без практических занятий по вождению.

Оставить комментарий

Уведомлять меня об ответах

Комментарии (75)

  1. Dmitry
    06 Nov 2020г. в 15:27

    Права в Германии не обмениваются, даже если есть российские, все равно придётся сдавать экзамен теорию и практику. Единственное послабление , это можно не ходить на курсы в автошколе.

  2. Фило
    06 Nov 2020г. в 15:10

    Добрый день, у меня купленные российские права, права с виду настоящие (2019 г.), имя дата рождения все нормально, но в базе данных в ГИБДД стоит не мое имя, сейчас я нахожусь в Германии и хотел бы их переписать, можно ли предъявлять их в бюргерамте, отправляют ли их в Москву и пробивают ли их по базе?

  3. Alex
    28 Nov 2018г. в 18:48

    а вот один знакомый в эрфурте делал умшрайбунг и ему обошлось в 700-800 евро за все, сдал с первого раза теорию и практику. но там гебюры на всё прилично ниже чем у нас в мюнхене :)

  4. Сергей
    18 Jul 2017г. в 11:00

    Обычно практический экзамен только на немецком, в том числе вопросы, которые задаются непосредственно перед вождением (про жидкости, про шины, про фары...). Но инспектора - люди, понимают, что вы иностранец, потому
    а) говорят очень четко и разборчиво
    б) позволяют инструктору переводить на русский/английский.
    Главное- предупредить, если инструктор этого не сделал.

  5. Валерия
    18 Jul 2017г. в 10:18

    Дмитрий,

    скажите пожалуйста, практический экзамен проходит только на немецком или можно на английском?

  6. Nat
    26 Apr 2017г. в 11:15

    Дмитрий, большое спасибо за контакты Евгении.

  7. Alex
    25 Apr 2017г. в 21:34

    О, только ща заметил - Ваши права, Дмитрий, годны 15 лет, я так понимаю, потом менять карточку надо) а вот у некоторых коллег они бессрочные. Точнее, у тех, кто получал права раньше нас с Вами в Германии, насколько я понимаю))

  8. Alex
    25 Apr 2017г. в 21:30

    Дада, спасибо за Евгению! Она и свидетельство о браке нам перевела на всякий случай)))

  9. Дмитрий Новицкий
    25 Apr 2017г. в 11:35

    Nat, мне переводила присяжный переводчик Евгения Раушер. Вот ее номера телефонов: 089/91 07 72 91; 0174/33 51 658

  10. Nat
    25 Apr 2017г. в 11:26

    Дмитрий, спасибо за статью! Озадачились подтверждением прав, возник вопрос у какого переводчика Вы переводили свои права? Цены 15 евро и близко нет(( Даже 40+19% попадается...

  11. Dmitry Novitsky
    06 Sep 2016г. в 11:10

    Все очень просто и быстро. Смотришь на вот такие картинки и говоришь, с какой стороны "дырка": http://goo.gl/M2XkkQ

  12. Сергей
    04 Sep 2016г. в 16:21

    Зрение. А можешь в вкратце рассказать как проходило?

  13. Galina
    22 Feb 2016г. в 13:35

    Как получить права в Германии?
    Ценная информация для автолюбителей в Германии!
    Сохраните себе и расскажите друзьям!
    Подтверждение водительских прав в Германии или Umschreibung ausländischer Führerscheine.
    Этап 1. Сбор документов.
    Основной список необходимых документов: Список подаваемых вами документов:
    — Заверенный перевод Вашего водительского удостоверения (обязательно выполненный присяжным переводчиком - самые приемлемые цены в (здесь был спам), доставка по всей Германии)
    — Ваш загранпаспорт
    — Биометрическое фото 4,5 / 3,5
    — Sehtest - Справка о проверке зрения с результатом (Вы можете получить её в любой оптике или на курсах первой мед.помощи)
    — (Lebensrettende) Sofortmaßnahmen am Unfallort (für den Führerschein) или Erste Hilfe- Подтверждение о прохождении курса первой мед. помощи (например, в Deutsches Rotes Kreuz).
    — Справка о вашем первом пересечении границы из АБХ (иногда не требуется), достаточно загранпаспорта.
    — Регистрация в автошколе. В некоторых автошколах есть специальные предложения, где Вы можете зарегистрироваться не более чем за 40 евро. Узнавайте в Вашем городе.
    — Пошлина ( в зависимости от города, до 50 евро).

    Этап 2. С этим пакетов документов Вы отправляетесь в Straßenverkehrsbehörde (Ведомство по автотранспорту), Zulassungsstelle, Führerscheinstelle - в зависимости от Вашего города.

    Этап 3. Получение официального разрешения на сдачу теоретического и практического экзамена от Ведомства. В среднем разрешение приходит через 6-8 недель.

    Этап 4. Сдача теоретического экзамена. В Германии Вы можете выбрать между TÜV (Technischer Überwachungsverein) и DEKRA (Deutscher Kraftfahrzeug-Überwachungs-Verein). Стоимость до 30 евро.

    Этап 5. Сдача практического экзамена. Экзамен длится около 45 минут: 3 задания (парковка, экстремальное торможение, разворот), автобан, город, зона 30, технические вопросы в конце или начале экзамена. Стоимость до 200 евро за попытку.

    Больше информации в (здесь был спам)

  14. Zaec89
    04 Dec 2015г. в 00:53

    Ребят есть вопрос кто знает! Вот я лишен в России да и не смогу их даже получит так как дурка не подписывает мне справку, если я германии буду делать права и скажу а у меня их и небыло никогда то как пракатит получить

  15. Дмитрий
    22 Nov 2015г. в 10:29

    По поводу Росс прав есть два варианта. Или перед выездов в Германию сходить в Гаи и сделать дубликат или после того как заберут права в Германии сделать этот же дубликат. Подаёте в гаи заяву что потеряли права и вам за три дня восстановят

  16. Дмитрий Новицкий
    17 Oct 2015г. в 00:20

    Alex, да уж, недешево получилось...

  17. Alex
    16 Oct 2015г. в 22:27

    Подсчитал: 2405,37 за права вышло

  18. Alex
    16 Oct 2015г. в 00:23

    Спасибо! "Можно сдавать не быстрее чем через 2 недели" не совсем правда;) мне после неуспешной сдачи на листке с описанием ошибок написал экзаменатор: WZV möglich (Wartezeitverzögerung - уменьшение времени ожидания).
    Евгений после неудачной попытки к экзаменатору подошел сразу после экзамена и сказал что мол катался ж норм, немного невнимательность подвела только ж...и экзаменатор, куда-то позвонив, выяснил, что можно 2 недели и не ждать))))

  19. Дмитрий Новицкий
    15 Oct 2015г. в 22:43

    Алекс, ну и отлично, поздравляю! =) Быстро справился.

  20. Alex
    15 Oct 2015г. в 20:13

    Сдал, комрады!!!

  21. Alex
    09 Oct 2015г. в 07:37

    Когда понял что произошло на светофоре - сразу статью вспомнил...) обидно конечно до жути

  22. Дмитрий Новицкий
    08 Oct 2015г. в 21:29

    Алекс, сочувствую, конечно, но, блин, про обгон на автобане справа даже в этой статье у меня написано! На перекрестке у меня похожий косяк был. Ладно, это обидно, но не смертельно. Многие через это проходят. Со второго раза сдашь, я уверен.

  23. Alex
    08 Oct 2015г. в 19:15

    Das ist echtes Scheissdreck!
    Не сдал с первого раза(((
    Взял 13 занятий, и все было под конец вполне волшебно. Но пока я ехал сеня на экзамен вспомнил что забыл очки. На экзамен приехал вовремя но весь взмокший.
    Экзаменатор говорит: на ближайшем светофоре налево. Подъезжаю к светофору, вижу красную стрелку налево. Останавливаюсь. Дальше меня переклинивает и подождав 10-20 сек, смотрю, ищу зеленый сигнал светофора и нахожу зеленый кругляш для тех кто едет прямо и начинаю трогаться, и конечно получаю несданный экзамен. (Ну как так меня проглючило????)
    Далее. Чтобы вернуться на площадку, надо было вернуться по автобану. Ну и я какого-то тормоза, ехавшего слева, справа опередил! Будьте внимательны! Это не опережение, это обгон справа и он запрещен! На автобане куча людей которые едут 80-90 в левых полосах! В жизни можно конечно обгонять, никто не накажет, но на экзамене это недопустимо.
    Итог: еще три занятия я должен взять (82*3 = 246 евро)+284,97 за экзамен. В общем, печально. Причем права нужны для работы, с которой у меня ща ваще проблем нет и меня хотят отправлять с тестирования устройств на повышение к параметрированию. Начальник ...не знаю даже что он скажет если у меня эти проблемы с вождением продлятся. Права нужны для командировок... Атас!

  24. Дмитрий Новицкий
    23 Aug 2015г. в 11:43

    Роман, извиняюсь, пропустил ваш комментарий. К сожалению, такой информации у меня нет. Лучше узнать в Fahrerlaubnisbehörde.

  25. Дмитрий Новицкий
    23 Aug 2015г. в 11:41

    Alex, поздравляю! Ого, цены растут! Мой совет: не жалей денег на практические занятия, если не уверен. Пересдача дороже выйдет.

  26. Alex
    23 Aug 2015г. в 00:32

    Сдал теорию без ошибок.
    Пошел на первое практическое занятие (82 евро 1,5 часа) и откровенно это был провал) надеюсь быстро научусь , ибо цена ппц

  27. Роман
    16 Aug 2015г. в 16:07

    Дмитрий, а вы не в курсе, нужно ли отдавать российские права на перевод, если имеются действующие международные права? Там все переведено на все языки, в том числе и немецкий, если не ошибаюсь.

  28. Андрей
    29 Jul 2015г. в 16:39

    Спасибо всем участникам и автору за информацию.
    Собираюсь получать немецкие права имея действующие российские.
    Хочу поделиться сайтом, по которому я учу билеты: http://fuhrerschein.tatarkin.ru/tickets/1.htm

  29. Дмитрий Новицкий
    15 Jul 2015г. в 15:08

    Сергей, спасибо! Думаю, многим будет полезен такой "лайфхак" =)

  30. Сергей
    15 Jul 2015г. в 15:02

    Получил сегодня права в Гамбурге, наконец-то.
    Небольшая ремарка относительно вашей статьи, Дмитрий. Не знаю, как по всей Германии, но в Гамбурге:
    1) перевод российских прав необязателен. Свои прав не переводил ни я (права образца 2012 года), ни моя супруга (права старого образца, большие ламинированные А6 формата).
    2) на теоретический экзамен можно записываться самостоятельно, без автошколы. Тем самым экономия 90 евро. А в автошколу приходить только потом, после сдачи экзамена.

  31. Дмитрий Новицкий
    12 Jul 2015г. в 21:30

    Alex немецкая бюрократия, суровая и беспощадная =)

  32. Alex
    12 Jul 2015г. в 21:22

    Сдал свои документы на проверку в KVR с целью получить термИн на сдачу теоретического экзамена, прождал 6 положенных недель. Ответа не пришло. На 7-ой неделе написал имейл в этот KVR, мол, забыли про меня? Через дня три пришло письменное извинение в почтовый ящик, мол у нас там "технические неполадки", мы приступаем к обработке Вашего запроса и ждите в течение следующих 4 недель)))))
    На сайте KVR действительно сейчас есть объявление о том, что у них завал и возможны задержки...

  33. Alex
    31 May 2015г. в 16:03

    Сергей, я взял это приложение которое предлагали , сайт fahrschulcard.de, и такое же приложение для смартфонов и планшетов. Ну удобное, да... Только есть нюанс: на курсах преподаватель говорит что в билетах экзаменационных 30 вопросов, а в приложении в моделировании экзамена (раздел Vorprüfung) 20 вопросов... В ожидании термина (права русские отдал на проверку две недели назад и в эту пятницу получил обратно и еще недели 2-4 ждать предстоит , пока меня там обрабатывают) решаю эти билеты, некоторые уже наизусть выучил)))))

  34. Дмитрий Новицкий
    02 May 2015г. в 11:35

    Сергей, это "фишка" русской автошколы =)

  35. Сергей
    29 Apr 2015г. в 17:27

    Дмитрий, вопрос необычного характера:
    почему на машине, на которой вы сдавали экзамен, наклейка с русской буквой "У" - "ученик"? :)

  36. Дмитрий Новицкий
    28 Apr 2015г. в 01:46

    Максим, к сожалению, с законодаткльной базой не знаком. И, кстати, может оказаться, что в вашей земле она отличная от Баварии, где мне сразу сказали, что без проблем, можете забрать российские права.

  37. Максим
    26 Apr 2015г. в 18:07

    Ребята, а подскажите, на какие документы сослаться, чтобы оставить российские права?

    Только-только сдал экзамен, получил немецкое ВУ, а российское - забрали. Земля - Северный Рейн - Вестфалия. Никакие уговоры не помогли. Сказали, что можно оставить российское ВУ только если там больше категорий открыто, при том за это нужно доплатить.
    На вопрос - как я буду в России ездить - сделайте международные здесь за 60 Евро на три года -- как я понимаю, гражданин РФ с ними в РФ всё равно ездить не может...
    и как быть?

  38. Дмитрий Новицкий
    26 Apr 2015г. в 09:26

    Николай, спасибо за уточнение. Действительно, некоторые варианты перевода на русский звучат странновато, но разобраться и запомнить можно.

  39. Николай К
    26 Apr 2015г. в 00:19

    Хотелось бы добавить, что готовиться к теории можно и самому, есть куча сайтов в интернете http://www.ikiwiki.de/lehrbuch.aspx http://www.fahrschule.de/Fragenkatalog/index.html и т.д.
    А кроме того, Германия - чуть ли не единственная страна в мире, где можно сдавать экзамен на практически любом языке (рекомендую всё же английский или немецкий. Русский там словно в google translate сделали, куча нюансов утеряна и вопросы путают).

  40. Дмитрий Новицкий
    21 Apr 2015г. в 02:15

    Алена, уверенно, когда есть навигатор. На автобане вообще никаких проблем =)

  41. Алена
    17 Apr 2015г. в 15:45

    Большое спасибо за подробную статью, вопрос с правами очень актуален, но пока еще нужно язык подтянуть, только приехали недавно. А в целом как вы себя чувствуете здесь на дорогах, уверенно? Особенно на автобане?

  42. Дмитрий Новицкий
    14 Apr 2015г. в 11:06

    Сергей, вот честно не помню, т.к. не брал. Помню, что там можно онлайн решать и приложения для смартфона есть.

  43. Сергей
    13 Apr 2015г. в 20:58

    Сейчас занимаюсь подтверждением прав в Гамбурге. Сначала нашел автошколу с русскими инструкторами и с спамом 250 евро за договор. Меня это не устроило, нашел школу с англоязычными инструкторами и 50 евро за договор. Гюнстиг:)

    Если не секрет, а что за онлайн приложение с билетами вам предлагали в автошколе? Fahrenlernen? Пробовали или не брали их? Думаю взять супруге, которой тоже нужно билеты здешние учить, но не уверен, нужно ли, может поискать другие варианты...

  44. Дмитрий Новицкий
    24 Mar 2015г. в 01:49

    Алекс, русских автошкол, кажется, всего две на весь Мюнхен, так что не удивительно, что каждый второй у Евгения учился =)

  45. Alex
    23 Mar 2015г. в 01:18

    ))))
    Дмитрий, мало того, у меня на работе есть 39-летний русский сотрудник, его жена тоже у Евгения училась)))))

  46. Дмитрий Новицкий
    28 Feb 2015г. в 14:59

    Alex, пора мне с него уже начать комиссионные брать за привлеченных клиентов! =)

  47. Alex
    28 Feb 2015г. в 14:55

    и я к Евгению Грачеву записался)

  48. Дмитрий Новицкий
    21 Feb 2015г. в 08:59

    Антон, спасибо за информацию о своем опыте. Да уж, в каждой земле свои "закидоны" =)

    Насчет рождения ребенка — жалею, что не смог найти времени и написать по горячим следам, сейчас многое уже не вспомнится. Уговариваю Юлю написать про медицинскую сторону вопроса, но пока со временем туго =( Но может все же еще напишем.

  49. Антон
    21 Feb 2015г. в 02:54

    Я наконец тоже получил немецкие права, правда тоже со 2 попытки.
    Похоже что автошколы в Мюнхене реально совершенно зажравшиеся, потому как в Гессене не принято брать при пересдаче новый платеж в пользу автошколы, а первый раз они берут 99, а не 190 евро. За теорию автошколы тоже берут меньше: 77 вместо 90, а при этом пошлины идентичные.
    Кстати интересно, что за то чтобы оставить российские права взяли еще пошлину в 50 евро в фюрершайштелле (гадство, но на мой удивленно-возмущенный взляд, мне распечатали статью закона, что так положено).
    Дима, расскажи о процессе оформления документов на родившегося ребенка (Св-во о рождении, апостили, ЗП, вид на жительство) и оформлении киндер и эльтернгельд ...

  50. Дмитрий Новицкий
    18 Feb 2015г. в 02:55

    Жанна, да, очень обидно завалиться на такой мелочи, но ведь вас, наверное, инструктор тоже учил, что демонстративный поворот головы направо на экзамене обязателен? =) Если это была ваша единственная ошибка, то на пересдаче вы ее уже точно не повторите. Удачи вам!