Еще год назад Королевская тропа (El Caminito del Rey), проложенная по отвесным скалам в ущелье Эль Чорро в провинции Малага в Испании, считалась самой опасной пешеходной тропой в мире. В начале XX века она была построена здесь для обслуживания плотины Конде на реке Гвадалорсе и получила свое название в честь короля Альфонсо XIII, прошедшего здесь одним из первых на церемонии открытия. В последствии тропа стала туристическим маршрутом, но состояние его с каждым годом ухудшалось. Наконец, в 2001 году, после того, как в течение двух лет здесь погибли пятеро туристов, власти Испании приняли решение о закрытии Королевской тропы для посетителей. Но, несмотря на запрет, это место продолжало привлекать любителей пощекотать нервы, и для многих из них это заканчивалось плачевно. И тогда, убедившись в том, что этот запретный плод так и будет манить маньяков-скалолазов, было принято мудрое решение реконструировать тропу. Строительные работы начались в феврале 2014 года, и уже 28 марта 2015 года Каминито-дель-Рей была снова открыта для посетителей.
Новость об открытии Королевской тропы появилась за несколько дней до начала нашего путешествия, и я решил во что бы то ни стало побывать здесь, тем более что это место находилось как раз на нашем пути из Гранады в Ронду. Добраться сюда можно на машине или на поезде до станции Эль-Чорро (El Chorro).
Машину можно оставить на парковке возле вокзала, а дальше указатели выведут к началу маршрута. По пути можно увидеть красивый железнодорожный мост.
Уже издалека при виде тропы, подвешенной к отвесным скалам, начинает захватывать дух.
В первые полгода после открытия посетить Королевскую тропу можно бесплатно, позже скорее всего за вход начнут брать плату и по рассчетам экспертов этот туристический объект сможет ежегодно приносить в бюджет провинции до 20 миллионов евро. Уже сейчас желающих попасть сюда хоть отбавляй, а одновременно на маршруте допускается находиться 400 посетителям, поэтому была создана система предварительной записи. На официальном сайте предлагается записаться на определенный день и время, но в данный момент все места уже забронированы до конца сентября. Когда я начал интересоваться, еще можно было записаться на месяц вперед, но поскольку мы не еще знали, когда туда доберемся, то записываться я не стал. Но, как вы понимаете, по маршруту я все-таки прошелся, поэтому мой опыт, возможно, поможет тем, кто тоже по какой-то причине не смог или не успел забронировать билет. Кстати говоря, детям до 8 лет доступ сюда вообще запрещен, поэтому всей семьей нам сюда было никак не попасть. Пришлось детей оставить Юле и прорываться одному.
Расстояние от железнодорожной станции и парковки до входа около двух километров. Где-то посередине находится информационный пункт. Сюда подходят с распечаткой брони и получают каски и одноразовые подкладки для них, а на обратном пути эти же каски здесь сдают, складывая в большую корзину. Я решил сначала попробовать попасть по-честному и сказал, что брони у меня нет, но я умираю, как хочу попасть сюда, пропустите меня, пожалуйста, а? Но молодой человек у стойки сказал, что ничем не может помочь.
Растроенный, я вместе с Юлей и детьми прогулялся до входа на маршрут и заметил, что здесь бронь вроде как уже не проверяют, а пропускают всех, на ком надета фирменная каска. Этим я и решил воспользоваться. Я спросил у уже возвращающихся назад молодых людей, не мог бы кто-либо из них отдать мне каску, ведь на выходе их уже не проверяют. Но оказалось, что они получили каски под залог паспорта и рассказали, что у них тоже не было брони, но им и многим другим посетителям так же разрешили пройти, оставив залог. Тогда я вернулся к информационной стойке и сказал парню: эй, бро, пропусти меня, пожалуйста, вот, возьми тоже паспорт, только дай на красоту поглядеть. Но тот был неумолим: под залог пропускали людей только утром, но теперь слишком много с билетами, так что извини.
Тогда я вышел на улицу и, не долго думая, просто достал одну из касок из корзины, где их оставляют, и уверенно пошагал ко входу. Там молодая сотрудница спросила по-испански что-то про "резервасьон", но, видя мое замешательство, спросила по-английски: "Did you leave your pass on the information?" На это я только кивнул, и прошел через турникет.
Длина маршрута Каминито-дель-Рей 7,7 км, из которых самая интересная часть находится между северным и южным входами составляет 2,9 км (подвесные настилы — долина — подвесные настилы). Я, как и большинство других посетителей, зашел через южный вход (Álora), прошел через долину до северного (Ardales), и тем же путем вернулся обратно. На это у меня ушло 2 часа, но я очень торопился, чтобы жена и дети не заскучали, а вообще тут можно хоть целый день провести. Обратно, кстати говоря, можно вернуться на автобусе (вот здесь есть расписание).
В самом начале пути находится мост между скалами. Точнее теперь их два.
Вместо старого арочного моста действует новый подвесной.
Как можно заметить, новая тропа проложена на полметра выше старой и имеет по всей длине надежные перила, так что не совсем понятно ограничение посетителей по возрасту.
На следующих фото можно видеть, в каком состоянии была старая тропа.
А для не очень впечатлительных рекомендую посмотреть видео, как выглядела прогулка по Королевской тропе до ее открытия:
В период, когда Королевская тропа была закрыта, первая часть пути была специально разрушена, чтобы попасть сюда было еще сложнее, а штраф за проникновение сюда составлял 6000 евро. Но и это не останавливало обезбашенных экстремалов. К сожалению, для некоторых из них цена за вход сюда стала неоправданно высокой.
На всем протяжении Каминито-дель-Рей паралельно ей проходит железная дорога. На следующем фото виден еще один мост между тоннелями.
После первого участка с подвесными настилами начинается живописная долина.
Вдоль всего пути по долине параллельно идут инженерные сооружения, ранее использовавшиеся для работы дамбы.
Вся тропа даже была когда-то электрифицирована.
Долина заканчивается еще одним ущельем.
Здесь снова появляются настилы с перилами.
Еще один старый мост, проход по которому в настоящее время запрещен.
И снова слева пешеходная тропа, а справа железная дорога.
В этой части тропа напоминает ущелье Партнахкламм в Баварии. Причем там ограждения не такие надежные, как здесь, но мы спокойно там гуляли и с четырехлетним Лео, и с новорожденным Мартином.
Дошел до северного входа, можно разворачиваться и топать назад, к семье.
При копировании статьи ссылка на оригинал обязательна:
http://www.nodima.ru/travel/europe2015/caminito-del-rey
ольга
27 Oct 2019г. в 00:07
я даже в театре в 1-ом ряду 3-его балкона на данный момент сидеть не могу (высоко, а перильца низенькие). вот так случается. а раньше спокойно могла.
ольга
26 Oct 2019г. в 23:52
раньше у меня не было ТАКОГО страха высоты, а сейчас я вынуждена даже отказаться от катания на горных лыжах, так как не могу подниматься на подьемнике. и победить это мне не удается, увы! если " немного выше пояса", то, к сожалению, я пройти не смогу при росте в 1.65. Спасибо за Ваше внимание и ответы. а я и дальше буду с удовольствием наблюдать за Вашими путешествиями, удачи Вам и семье!
Дмитрий Новицкий
22 Oct 2019г. в 10:25
Ольга, ну я же не знаю ваш рост. Но даже мне при росте 180, насколько я помню, было бы невозможно наклониться над оградой под углом 90 градусов, то есть ограда мне была немного выше пояса. А вообще, свои страхи нужно побеждать ;-)
ольга
15 Oct 2019г. в 01:26
здравствуйте, Дмитрий! я знаю, что старое- за 2010 год, там есть дата! просто там показано начало старой тропы, которое было обрушено специально, чтоб народ туда не лазил. и все-таки смельчаки находились, по скобам карабкались над пропастью, даже смотреть страшно. я внимательно изучила Ваши фото, а также на других сайтах, но так и не поняла, какова высота ограждения. то кажется , что по пояс, то кажется, что по грудь. для меня , трусихи, это очень существенно. если по грудь- я смогу пройти, если по пояс- ни в коем случае ( проверено на опыте). то есть если я смогу наклониться над оградой под углом 90 градусов- для меня это равносильно смерти. поэтому я так точно выпытываю, уж очень хочется пройти. всю жизнь бредила тропами, лесенками в горах, в лесах и т.д. но обидно заплатить и не пройти или, что еще хуже, зависнуть в панике и ни туда, ни сюда
Дмитрий Новицкий
14 Oct 2019г. в 13:03
Привет, Ольга.
Это видео очень старое, снято до того, как там все переоборудовали. На фотографиях видно, что ограждение достаточно высокое, и ходить там сейчас совершенно безопасно. Насчет "уехать в ином направлении" уже не помню точно, но кажется это возможно, хотя большинство возвращаются назад.
ольга
13 Oct 2019г. в 01:52
https://www.youtube.com/watch?v=TIrkyapYtC4
ольга
12 Oct 2019г. в 20:39
вообще, случайно набрела на Ваш сайт и узнала столько нового, интересного и полезного! вспомнила , как и я в 1986 году посещала Ново-афонскую пещеру. незабываемые впечатления на всю жизнь! Вы делаете очень хорошее дело, продолжайте и дальше в том же духе, ну , а мы будем с удовольствием следить за Вашими путешествиями и открывать для себя новые горизонты. успехов Вам и Вашей семье
ольга
12 Oct 2019г. в 20:31
красота неописуемая! вот только я боюсь высоты! но если ограждение высокое, тогда не страшно. скажите, какой примерно высоты ограждение;по пояс , по грудь. по шею? и страшно ли идти по этой тропе? и если дошел до конца тропы. то обязательно ли возвращаться назад? или с конца тропы можно уехать в ином направлении? если "да" , то куда девать каску? я после Ваших фото просто заболела этой тропой!
Дмитрий Новицкий
15 Jan 2018г. в 15:06
Анастасия, обратно тем же путем, навстречу другим туристам.
Анастасия
10 Jan 2018г. в 18:09
а обратно возвращаться той же дорогой что и пришли? т.е. на встречу другим туристам идти?
Дмитрий Новицкий
25 Jul 2015г. в 03:13
Devilty, хороший вопрос (точнее вопросы)... Я вот как-то не задумывался над этим. Но, видимо, других возможностей тогда не было. Плотина, мне кажется, в другом месте находится.
Devilty
24 Jul 2015г. в 12:11
Не смогла найти подробную информацию о плотине. Плотина действующая?
Это то, что на последнем фото? У меня вопрос сразу возник - а почему тропа так высоко? Не проще им было по воде доставлять материалы для строительства?