С давних времен Белое море кормило коренных жителей — поморов. С юных лет приучались они к рыболовному промыслу — добыче беломорской селедки и семги. А потому мореходство и судостроение были важнейшими видами их деятельности, и в этом они очень преуспели. Чего уж говорить о жителях Соловецких островов, для которых море является значимой частью их жизни, которая просто невозможна без мореплавания. В этом посте я собрал фото современных и старинных лодок, катеров и кораблей, увиденных за время нашей поездки на Соловки. Получилась довольно любопытная коллекция.
Уже в конце XVI-XVII веков Соловецкий монастырь обладал своим, достаточно большим по тем временам, морским флотом, который со временем постепенно увеличивался. В середине XIX века у монастыря были даже свои пароходы (в том числе и собственной постройки), которые могли поднимать на борт до нескольких сот паломников.
А это современный флот монастыря: теплоход "Александр Шабалин" и катера "Святитель Николай", "Святитель Филипп" и "Печак", выполняющие рейсы между островами и материком, а также использующиеся для экскурсий на острова Большой Заяцкий и Анзер.
В 1801 году возле монастыря был построен сухой водоналивной док, который был одним из первых в России. От моря он отделялся большими двухстворчатыми воротами. Здесь ремонтировали не только свои суда, но и те, что прибывали сюда с коммерческими целями. Сейчас он служит местом стоянки для современных частных лодок и катеров.
Старинная долбленая лодка у стен монастыря на Святом озере.
Поморская лодка с неблагозвучным названием "шняка", воссозданная по описаниям и чертежам конца XIX — начала ХХ веков организацией "Товарищество Северного Мореходства". Побывала в настоящих экспедициях по Белому морю и Онежскому озеру и теперь хранится в Соловецком морском музее.
Катер в бухте Благополучия.
"Как вы лодку назовете, так она и поплывет", — утверждал капитан Врунгель. Даже не представляю, какие шалости позволяет себе этот катер в море.
Очень много лодок и катеров остаются на берегу. Одни в ожидании возвращения в море...
...другие уже на вечном постое.
Наверное, нет зрелища печальнее, чем катера на суше, которым уже никогда не выйти в море. Хотя нет, есть... Однажды, отрабатывая на яхтенной стоянке в Петрозаводске, мы с Юлей были свидетелями и даже участниками сжигания нескольких таких же ветхих заброшенных судов. Сжигали корабли в прямом смысле слова. На это было очень грустно смотреть.
Вторая жизнь в качестве склада для стройматериалов?
А вообще, глядя на эти "музейные" раритеты, я, как и Макаревич, тоже понял вещь одну: "чтобы не стать этаким вот музеем, в нужный момент лучше пойти ко дну".